Заикание это нарушение плавности речи. Попытка преодолеть эти запинки обычно усидщшат заикание. Заикаиие может возникнуть остро, то есть внезапно, вследствие психической травмы (ребенка испугали,
он стал свидетелем конфликта), неожиданного изменения образа жизни (ребенок пошел в детский сад, у него родился младший брат или сестра, семья переехала жить на новое место). Или же оно может нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев.
Для заикания характерно волнообразное течение. Состояние речи может меняться в зависимости от времени года, суток, после перенесенного заболевания. Поразному дети говорят дома и в школе или в детском саду. Иногда речь ухудшается и без видимых причин. Даже при успешном лечении бывают периоды ухудшения, но если они наступают реже и каждое новое ухудшение слабее, чем предыдущее, тогда можно сказать: «Да, ухудшение, но в процессе улучшения».
При остро возникшем заикании первым делом надо устранять ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду (такое, к сожалению, бывает), сделайте все возможное, чтобы ребенку не надо было туда ходить. Посещение детского сада в таких случаях противопоказано. Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Попробуйте мобилизовать для этого всех членов семьи. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз!
Часто общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок. Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума такое общение, даже если это члены одной семьи.
Иногда благотворна полная смена обстановки.
Если заикание возникло из-за ревности к младшим детям, постарайтесь относиться к старшему ребенку, как к маленькому. Если он хочет, дайте ему давно забытые игрушки, соску. Чаще берите его на руки, баюкайте, как малыша. Если есть возможность, сделайте так, чтобы дети какоето время пожили раздельно.
Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка. Учтите, что даже радостное возбуждение противопоказано. Отмените посещение зрелищ. Не ходите в гости и не принимайте гостей. Избегайте контактов с другими детьми на прогулках. Гуляйте в парке, сквере, подальше от детских площадок. Оставьте несколько игрушек, дветри знакомые книжки или пластинки, которые заведомо не действуют возбуждающе.
Лучше, еспи ребенок какоето время совсем не будет смотреть телевизор. (И уж, конечно, не мажет быть и речи о том, чтобы проводить у телевизора часы.) Но если он привык к какимто детским передачам и вы не мажете отвлечь его, то оставьте. Старайтесь с ребенком говорить медленно, короткими предложениями, без излишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.
Не готовьте ребенка к предстоящим событиям. Ожидание даже приятного создает напряжение. Жизнь должна быть рутинной: все идет своим чередом, нет никаких оснований для волнений.
Нужно как можно раньше показать ребенка врачупсихоневрологу. Общих рекомендаций, однозначной схемы лечения не существует. Медицинские препараты подбираются строго индивидуально для каждого ребенка. Иногда для такого подбора требуется дватри месяца. Случается, что некоторые медикаменты вызывают у когото из детей парадоксальные реакции (вместо успокоения возбуждают) или аллергию.
Обычно в течение двухтрех НЕДОЛЬ идет адаптация организма к принимаемым лекарствам, поэтому лечение проводится под контролем врача. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у психоневролога не только при заикании, но и достаточно долго (иногда года два или три) и после того, как речь нормализуется. Это поможет предупредить обострения.
Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз! Острое заболевание всегда легче лечить, чем хроническое.
НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
¦ Многие дети разговаривают без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми или надев маску. Поощряйте это. Иногда ребенок как бы фиапяется, говорит, как «маленький», или даже с акцентом и при этом не заикается. Не препятствуйте этому.
¦ Надо постараться удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов, слогов и у неэаикающихся людей. Сначала надо любым способом успокоить ребенка, отвлечь чемнибудь интересным, приласкать.
¦ Не делайте замечаний, если ребенок употребляет так называемый эмбп, то есть говорит какоето лишнее слово вроде «а», «вот», «ну», «значит». Употребление эмблов удлиняет время высказывания, дает возможность лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Этим ребенок сам помогает себе справиться с запинками. Эмблы исчезнут, когда улучшатся речевые способности.
¦ Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы не надо было его подгонять. Водь мы стремимся к тому, чтобы он говорил медленнее, но как это возможно, если он все время слышит: «Быстрее, быстрее»? Если вы очень торопитесь, оденьте или накормите ребенка сами, дайте на завтрак то, что он ест охотнее, но не делайте его жизнь еще более напряженной.
¦ Дневной сон вне всяких сомнений полезен детям. Но если ребенок категорически отказывается спать днем, не надо создавать из укладывания стрессовую ситуацию. Ваш ребенок может провести послеобеденное время сидя в кресле, слушая знакомую сказку, пластинку и т.п.
¦ Не заставляйте ребенка здороваться и прощаться, со временем он освоит это, поскольку так поступают окружающие его взрослые. Не просите его читать вспух стихи перед посторонними, еспи он сам этого не хочет.
¦ Некоторые исследования показали, что заикание уменьшается, когда ребенок жует резинку. Депо а том, что жвачка дает законное основание мямлить, а значит, собираться с мыслями и говорить без запинок.
¦ Замечено, что в семьях заикающихся детей часто встречается такое неблагоприятное сочетание, как завышенные требования к ребенку и обыкновение быстро говорить. В этих семьях на детей оказывается большее давление, чтобы они соответствовали некоему высокому стандарту. Считается, что ребенок должен не просто хорошо говорить, а быть чуть ли не оратором. Такая атмосфера не способствует тому, чтобы ребенок спокойно и конструктивно принимал свои ошибки.